Персоналии
Главная страница
Первый
наставник и руководитель научных исследований студента исторического факультета
Н.М. Морозова (1979-1982)
|
Рабцевич
Валентина Вениаминовна |
|
В 1973
году защитила диссертацию кандидата исторических наук "Управление
местным населением Сибири в последней четверти XVIII – первой половине XIX
вв." в Совете по защитам кандидатских и докторских диссертаций при
Новосибирском государственном университете. В 1991 году защитила диссертацию
на соискание ученой степени доктора исторических наук "Дореформенный
Сибирский город в системе управления" в Совете по защитам кандидатских и
докторских диссертаций при институте истории и археологии Уральского отделения
Российской Академии наук. В 1978 году присвоено ученое звание доцента, в 1992
году - ученое звание профессора. Работала: директором Тобольского филиала государственного
архива Тюменской области; преподавателем Новосибирского пединститута; в Челябинском
госуниверситете - деканом, заведующей кафедрой отечественной истории. В
Гродненском государственном университете имени Янки Купалы работает с 1999
года, с 2008 - заведующая кафедрой менеджмента. |
Руководитель аспирантуры и диссертационной работы Н.М. Морозова (1986-1988)
|
|
Шуранов Николай
Павлович (19.12.1922 – 14.03.2011) |
Академик Академии военно-исторических наук, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Кемеровского государственного университета. Родился
19 декабря 1922 года в г. Хотимске Могилевской области Белорусской ССР.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны со второго курса Минского
юридического института призван в армию. С 1940-го по 1944 год служил в
Сталинградском авиационном училище, был курсантом школы младших
авиаспециалистов, преподавал строевую и огневую подготовку; в 1942 году
состоял в резерве военно-воздушных сил Сталинградского фронта. В 1948 году
окончил Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, после которой находился
на партийной работе сначала в Сахалинской, а с 1952 года – в Кемеровской
области. По окончании в 1955 году Новокузнецкого пединститута по
специальности «Учитель истории» работал в вузах Кемеровской области: с
1962-го по 1969 год - преподаватель, заведующий кафедрой в Кемеровском горном
институте (КузГТУ); с 1969-го по 1977 год – ректор Кемеровского
государственного института культуры; с 1977-го по 1980 год – старший научный
сотрудник этого же вуза; с 1980 года – заведующий кафедрой истории КПСС (с
1989 года – кафедра истории России) Кемеровского государственного
университета. Николай Павлович Шуранов был первым ректором Кемеровского
государственного института культуры. На этом посту он много сил вложил в
становление вуза и организацию подготовки высококвалифицированных
специалистов для сферы культуры в регионе, уделял большое внимание созданию
новых кафедр, направлений подготовки, формированию кузбасских кадров
преподавателей. За значительный вклад в организацию Кемеровского
государственного института культуры Н.П. Шуранов
награжден орденом «Знак Почета». С 1980 года биография Николая Павловича
тесно связана с Кемеровским государственным университетом. На посту
заведующего кафедрой им организована комплексная научно-исследовательская
деятельность по изучению Кузбасса ХХ века. Научные интересы Н.П.Шуранова
касались проблем развития угольной промышленности, перестройки и
функционирования военной экономики Сибири и Кузбасса, предвоенной политики
СССР. Его монография «Политика кануна Великой Отечественной войны» получила
высокую оценку не только российских коллег, но и ученых из Швеции и Германии.
Под его руководством подготовлено и опубликовано коллективное издание
«История Кузбасса». Николай Павлович является автором свыше 300 научных
публикаций и более 15 монографий по истории нашего края, им собраны материалы
о людях и предприятиях, которые преумножали славу Кузнецкого края в военное и
послевоенное время. К научной работе Николай Павлович настойчиво привлекал
молодежь. Почти 30 лет возглавлял специализированный совет по защите
кандидатских и докторских диссертаций по историческим специальностям, где
защищено более 200 диссертаций. Н.П. Шуранов являлся научным руководителем свыше
пятидесяти кандидатов наук и 10 докторов наук. Был лидером признанной научной
школы историков в Кемеровской области и в Сибири. На
протяжении всей жизни Н.П. Шуранов сочетал научную, педагогическую и
общественную деятельность. Вел значительную работу по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения. Был членом совета старейшин при
губернаторе Кемеровской области. В декабре 2001 года ему присвоено звание «Почетный
гражданин Кемеровской области», в 2004 году – звание «Лауреат премии
Кузбасса». Награжден государственными и областными наградами, в том числе
медалями «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной
войны» и «За трудовое отличие», областными медалями «60 лет Кемеровской
области» и «За заслуги перед Кузбассом» 3-й степени. В моей памяти Николай Павлович навсегда останется опытным и мудрым руководителем, прекрасным организатором, талантливым историком и порядочным человеком. |
Научные консультанты курсовой и дипломной
работ Н.М. Морозова (1979-1982)
|
|
Уманский Алексей Павлович (17.10.1923 – 25.12.2005) |
лауреат премии Демидовского фонда
Алтайского края (1994). Доктор исторических наук, профессор Уманский Алексей
Павлович - зав. кафедрой Отечественной истории Барнаульского государственного
педагогического университета, cтарейший преподаватель Барнаульского
педагогического университета, крупнейший знаток и исследователь истории Южной
Сибири. Алексей Павлович Уманский – был не только видным ученым и блестящим
лектором, но и своеобразным символом науки, культуры и образования на Алтае.
Пожалуй, трудно встретить в нашем крае человека, который бы не был знаком с
научными трудами или популярными статьями юбиляра, не слышал бы о нем от его
учеников. Посвятив всю свою жизнь изучению археологии, истории
и этнографии Алтайского края, исколесив его вдоль и поперек, перелопатив горы
земли и архивных материалов, Алексей Павлович сам при жизни вошел в его историю,
вписав немало страниц в вечную книгу бытия. А.П. Уманский родился 17 октября 1923 года в
поселке Горбуновка (ныне в черте г. Барнаула) в многодетной крестьянской
семье. С молодости его судьба тесно переплетена со всеми перипетиями истории
нашего общества. Его отец, Павел Николаевич Уманский, как наиболее
грамотный среди крестьян человек, после падения режима Колчака был избран
председателем сельсовета в с. Гоньба, а впоследствии стал одним из
организаторов и первым председателем Горбуновской коммуны "Ответ Тереку",
а потом сельхозартели "Пробуждение". За агитацию в пользу колхозов
он подвергался угрозам, а дом, где родился будущий историк, и надворные постройки
были сожжены противниками коллективизации. Однако уже в 1933 году активного приверженца
новых форм хозяйствования на селе арестовали и вскоре выслали в административном
порядке на 5 лет в Нарымский край... за агитацию против колхозного строя.
Семья Павла Николаевича скиталась по сараям и баракам (все имущество было
конфисковано), а затем переехала к нему в Колпашево. Несмотря на житейские
невзгоды и частую смену школ, Алексей Уманский учился прекрасно: почти все
годы обучения в школе его награждали похвальными грамотами, и среднюю школу
он закончил в 1941 году с аттестатом отличника. Больше всего будущий ученый-историк, мастер
искрометных стихотворных экспромтов любил историю и литературу. С 6-го класса
заметки и стихи даровитого школьника печатали детская газета Запсибкрая
"Юный ленинец" (г. Новосибирск) и местная газета "Советский
Север." С самого начала Великой Отечественной войны
А.П. Уманский несколько раз пытался попасть в Действующую армию или
поступить в военное училище, но мандатная комиссия, невзирая на подходящий возраст,
образование и нормальное здоровье, неизменно возвращала документы
добровольца: сказывалась принадлежность к семье "врага народа". Между тем, отца Алексея Павловича после отбытия
срока ссылки в 1938 году снова арестовали осенью 1941 года по страшному
обвинению...в шпионаже в пользу фашистской Германии и приговорили к
расстрелу, который, хотя и был заманен длительным сроком (10 лет) заключения
в тюремных лагерях, но не уберег от гибели в Семейная трагедия не парализовала волю будущего
историка: лишенный возможности защищать Родину, он поступает на исторический
факультет Новосибирского пединститута, который на время войны был переведен в
г. Колпашево. Учеба была прервана в 1942 году незаконной мобилизацией в
трудовую армию: работал на строительстве алюминиевого завода в г. Сталинске
(Новокузнецк). Наконец, в сентябре "Во время службы в армии, на фронте, -
вспоминает ветеран войны, - я сочинял лирические стихи, которые потом друзья
тиражировали и посылали своим девушкам, писал информации и очерки о
товарищах-танкистах в армейскую и фронтовую газеты; написал даже небольшую
поэму о боях за город Каменец-Подольский, которую читал на собраниях и
митингах в этом городе, куда в октябре В январе Здесь он прошел путь от ассистента до профессора,
заведующего кафедрой. Здесь он вырос в крупного ученого и на всю жизнь
"заболел" археологией. Произошло это в В Институте истории и археологии Сибирского
отделения Российской Академии наук сосредоточены каменные изделия из
местонахождения "Улалинка" (в черте г. Горно-Алтайска),
которые своей древностью произвели в 70-х гг. настоящую сенсацию в
научном мире. Открыл этот памятник академик А.П. Окладников, а
раскапывал его в течение двух сезонов соратник академика по археологии
А.П. Уманский. Между двумя Алексеями Павловичами установилось
многолетнее сотрудничество, переросший в крепкую дружбу и взаимную поддержку.
А.П. Уманский составил первую археологическую
карту Алтайского края. Выпущенная им в Археологией, однако, не ограничивается сфера научных
интересов ученого. По совету М.П. Грязнова, он в качестве темы для
кандидатской диссертации избрал историю алтайских телеутов в XVII-XVIII
веках. Выявив и проанализировав огромный документальный архивный материал, а
также этнографические, археологические, картографические и лингвистические
источники, А.П. Уманский воссоздал исторически достоверную картину
развития телеутского общества, обрисовав его хозяйство, раскрыв внутреннюю
его структуру, проанализировав взаимосвязи с Российской державой, Джунгарским
ханством и другими государственными и племенными образованиями в XVII- XVIII
веках. Итогом всей этой огромной работы стали обобщающие
монографии "Телеуты и русские в XVII-XVIII веках" (Новосибирск,
1980) и "Телеуты и их соседи в XVII - первой четверти XVIII века" в
2 т. (Барнаул, 1995). Первую из этих работ Алексей Павлович защитил в
1983 году в качестве докторской диссертации. Всего А.П. Уманским опубликовано более 250
научных и научно-популярных работ по различным проблемам археологии, истории
и этнографии Сибири и Алтая. Положительные отзывы на эти исследования
содержатся не только в российской, но и зарубежной научной печати. Так, в Трудно в полной мере оценить значение научных
исследований юбиляра, тем более, если учесть, что он работал не в
научно-исследовательском институте, а в педагогическом вузе. Обязанности
заведующего кафедрой, члена Ученых Советов, напряженная учебная нагрузка
требуют огромной ежедневной работы, нередко не укладывающейся не только в
8-часовой, но и в световой день. И здесь также все делается по самым строгим
меркам: содержательные, глубоко научные лекции по отечественной истории и
археологии, работа с дипломниками, прием экзаменов и зачетов, консультации и
многолетнее руководство научной работой студентов. На последнем направлении деятельности
ученого-педагога следует остановиться особо. Большинство нынешних
преподавателей исторического факультета являются учениками Алексея Павловича,
и их становление как исследователей и последующий научный рост происходили
под непосредственным воздействием старшего коллеги. Недаром, среди кафедралов
бытует крылатое выражение: "Все мы вышли из Уманского!" За заслуги
в высшем образовании А.П. Уманский награжден орденом "Знак почета",
нагрудными знаками "Отличник народного просвещения", "За
отличные успехи в работе. Высшая школа". В 1994 году ему было присвоено
почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
Комитетом Алтайского отделения Демидовского Фонда А.П. Уманскому
присуждена премия за 1994 год по номинации "история края". Нельзя
не сказать о высоких человеческих качествах Алексея Павловича. Глубокая
порядочность, отзывчивость, остроумие, поэтический дар в сочетании с огромной
эрудицией, научной дотошностью и требовательностью создали тот тип вузовского
ученого, к которому за советом и помощью шли и маститые исследователи, и
только что вступившие в мир науки аспиранты и студенты. Каждому он оказывал
необходимую поддержку, и каждому общение с ним было полезным и
запоминающимся. Неслучайно, Алексей Павлович пользовался огромным уважением и
признанием, как в академической среде, так и у вузовских преподавателей, сотрудников,
лаборантов, студентов. Трудно было найти другого человека, которого бы так
боготворили, вспоминали всегда с любовью и благодарностью многие поколения студентов-историков. М.А. Дёмин Всего А.П. Уманский опубликовал
более 300 научных, научно-популярных и методических работ, в т. ч. 6
монографий по различным проблемам археологии, истории и этнографии Сибири и
Алтая. При его участии и руководстве были подготовлены многие первоклассные
специалисты-историки. Алексей Павлович Уманский умер в
декабре 2005 года. По инициативе преподавателей БГПУ
13 июня 2006 года на заседании топонимической комиссии г. Барнаула было единогласно
принято решение установить мемориальную доску на доме по ул. Пролетарская,
67, открытие которой состоялось 17 октября 2006 года. Здесь более 40 лет жил
профессор А.П. Уманский. |
|
|
ПОТАПОВ ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ
(06.07.1905 – 09.10.2000) |
Родился
Леонид Павлович в городе Барнауле Алтайского края 6 июля 1905 года. Там же
получил среднее образование. С юношеских лет он проявил интерес к этнографии
родного края, совершая поездки с целью изучения культуры алтайцев под
руководством известного алтаеведа А.В.Анохина. С этой мыслью
я тайно от родителей поступил на курсы лекарственных растений и за время
учебы в реальном училище прошел их и получил удостоверение инструктора по
сбору лекарственных растений. <…> На
одной из экскурсий в алтайские аилы, куда меня все тянуло, я познакомился с Андреем
Викторовичем Анохиным. Он был школьным учителем пения и
краеведения в городе Барнауле. К сожалению, я учился не в той школе, где он
преподавал. По его совету я стал посещать алтайцев, и это затягивало меня все
больше и больше, ботаника стала отходить на второй план. К тому же Анохин
меня еще и подзадоривал. После возвращения домой я поддерживал связь с Андреем
Викторовичем весь год, и уже в следующем — 1922 — он зачислил меня
практикантом экспедиции Академии наук — тогда Российской академии наук. Это
удостоверение у меня до сих пор есть с печатью губисполкома — о том, что
Потапов Леонид Павлович зачисляется в экспедицию Российской Академии наук под
руководством А.В. Анохина.
И в В В это тяжелое
для меня время Богораз
предложил мне написать что-нибудь для «Вечерки», видимо, просто хотел меня
поддержать. Он знал, что я пописываю, и всегда мне протежировал. А потом и
просто сказал: «Я буду платить вам 40 руб. в месяц, а вы будете помогать мне
в работе, исполнять поручения». Что же входило в мои обязанности? Я поселился
на углу Торговой улицы и Английского проспекта, ныне улица Печатников, как
раз напротив его дома. Квартира Владимира
Германовича находилась на противоположном углу. Я должен был с
утра приходить к нему, брать мешок — он носил свои книги и бумаги в рюкзаке —
и мы пешком, через мост лейтенанта Шмидта, через площадь Труда шли на
Университетскую набережную и к себе в МАЭ. После этого я был свободен. Иногда
были какие-нибудь поручения, например, сходить в библиотеку, еще куда-нибудь…
Но обычно я шнырял по всему музею. Это время я был в распоряжении Ноэми
Григорьевны Шпринцин, ассистентки Богораза.
В конце рабочего дня я снова взваливал на себя битком набитый рюкзак и мы
отправлялись в обратный путь. Снова мост лейтенанта Шмидта, площадь Труда… На
углу площади Труда мы покупали шоколад, были такие трубочки, наполненные
шоколадными конфетами, и «Красную вечернюю газету». Придя домой, мы вынимали
все книги на письменный стол, Богораз
садился в кресло, клал на стол ноги и отдыхал. Я же читал ему в это время
«Вечернюю газету» и одновременно ел шоколад. Так начиналась моя
этнографическая деятельность. В
этнографическом музее в те годы существовал Радловский кружок, который вел
Бартольд. В работе этого кружка принимали участие и студенты. Именно там
делал я мой первый доклад, написанный на основе полевой работы — все-таки я и
с охотниками в тайге был, имел представление о промысле, верованиях. А в В 1928 году
окончил географический факультет по специальности «этнография» Ленинградского
Государственного университета. Он получил блестящее образование. Деканом
факультета тогда был Л.Я. Штернберг,
который помимо административных обязанностей вел ряд курсов по этнографии. В.Г. Богораз
увлекательно читал по этнографии палеоазиатских народов и истории религии,
привлекавшие помимо студентов огромное число слушателей. Славянский цикл
обеспечивал Д.К. Зеленин. Антропологию преподавали С.И. Руденко и Р.П.
Митусова. Свою преподавательскую деятельность начинали И.Н. Винников, С.В. Иванов,
Я.П. Кошкин. По языкам тюркских народов студентов готовили известные тюркологи:
будущие академик А.Н. Самойлович и член-корреспондент АН СССР С.Е. Малов. Свои первые
научные шаги Л.П. Потапов, будучи студентом, начинал делать под руководством В.Г. Богораза
и Л.Я.
Штернберга. Именно с этого времени он ведет активную
самостоятельную научную и экспедиционную деятельность по изучению
тюркоязычных народов Саяно-Алтая. В «И я уехал в
Узбекистан, где должен был отработать 3 года. Меня отправили в распоряжение
Наркомпроса, который в то время находился в Самарканде. Отправлял меня Александр
Николаевич Самойлович. В Узбекистане я получил большую должность: при
Наркомпросе была Главнаука, а при Главнауке — отдел научных учреждений,
которым я стал заведовать. В моем ведении было около 20 научных учреждений,
среди них такие известные, как Ташкентская астрономическая обсерватория,
Итабская широтная станция, знаменитая Ташкентская библиотека, музеи, — а
какой я был специалист? У меня была большая по тем временам зарплата в 175
руб. Я выговорил себе условие (поскольку меня прислал Самойлович, с которым
там очень считались, там его и академиком потом выбрали), что останусь на
этой должности лишь при условии, что мне разрешат ездить по всему Узбекистану
и собирать полевой этнографический материал. В командировки я мог ездить в
любое время, чем активно пользовался, благо расходы были минимальными. Я
объездил весь Узбекистан. Собрал около 500 поверий и примет доисламского
времени. А со своей руководящей деятельностью я решил так: собрал на первое
совещание всех директоров подведомственных мне заведений, благо большинство
находилось тут же, в Самарканде либо в Ташкенте, но приехали и из других
мест, и объявил: «Вы знаете, я окончил Ленинградский университет, я этнограф
и люблю свою специальность, я тюрколог, что же касается руководства, то в
этом я ничего не понимаю и поэтому прошу вас и дальше исполнять свои
обязанности, а если необходимо что-то подписать — то вы мне покажите, где
надо подписывать». <…>
Организовали мы институт, у меня даже там статья издана по этнографии
узбеков. Собирались переезжать из Самарканда в Ташкент. И в это время в
Ленинграде был объявлен первый набор в аспирантуру Российской академии наук.
Я решил подавать заявление в аспирантуру. Это же мне советовал и Самойлович».
(«Это была наука, да еще и окая» (со старейшим российским этнографом
Л.П.Потаповым беседует В.А. Тишков) // Этнографическое обозрение – 1993 - № 1) В 1930 году
Л.П.Потапов поступил в аспирантуру Академии наук СССР. В столовой,
где шли занятия, стояла школьная доска, лежал мел, и Мещанинов писал все эти
формулы. Марр прислушивался, иногда сам выйдет, подойдет к доске, вынет из
кармана носовой платок, сотрет написанное — и сам что-то пишет. Потом тем же
самым платком вытирал себе ворот. Нас это очень смешило. Да, как бы то ни
было, семинары я прослушал. Мне было не все понятно, к тому же я не считал,
что Марр действительно марксист. Сам я был убежденным марксистом, остаюсь им
и сейчас — не в политическом плане, а в философском. Я остаюсь сторонником опексизма
как метода историзма. Без этого никуда не денешься. Можно марксизм не
признавать, но если вы настоящий ученый, то непременно к нему придете. <…> Но
вот наступает время окончания аспирантуры. Диссертаций в то время не было,
следовательно, защищать было нечего. Аспирантуру я закончил досрочно. К этому
времени у нас начались расхождения с Надей Дыренковой
— видимо, она меня ревновала к материалу: ведь я и сам оттуда, и алтайцы меня
знают, и я даже участвовал в Окончив
аспирантуру он заведует отделом Сибири и этнографической частью
Государственного музея этнографии народов СССР, где еще в годы пребывания в
аспирантуре состоял научным сотрудником. Одновременно ведет исследовательскую
работу в Институте истории материальной культуры АН СССР, занимая должность
старшего научного сотрудника. В 1939 году
Ученый Совет Ленинградского Государственного университета присудил
Л.П.Потапову ученую степень кандидата исторических наук по представленной для
защиты монографии «Пережитки первобытнообщинного строя народов Алтая». К
этому времени им было опубликовано около 30 названий работ, в том числе ряд
монографических исследований. С начала
Великой отечественной войны Л.П.Потапов участвует вместе с другими
ленинградцами в опериятииях по обороне города, в условиях блокады продолжает
научную работу, проводит подготовку к эвакуации музейных ценностей. Лишь в
1942 году он покидает Ленинград и выезжает в Новосибирск, где было
организовано хранение эвакуированных коллекций Музея. С 1943 года
творческая деятельность Л.П.Потапова тесно связана с Институтом этнографии
им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР. С 1943-1946 годы является докторантом
института. За труд «Алтайцы» ему присуждена ученая степень доктора
исторических наук, затем звание профессора. Особое
внимание во всех работах Л.П.Потапова занимают религиозные верования
нерусского населения Южной Сибири. Им был поставлен вопрос о сравнительно
позднем происхождении шаманизма у народов Южной Сибири, развивавшегося на
основе древних местных культов природы и народных воззрений на человека. В 1948 году
выходит в свет капитальный труд ученого «Очерки по истории алтайцев» (Новосибирск,
1948), удостоенный Государственной премии. Он является одним из авторов
многотомных «Очерков истории СССР», а также «Истории СССР», принимает участие
в написании и редактировании пятитомной «Истории Сибири». Помимо этого Леонид
Павлович публикует «Краткий очерк культуры и быта алтайцев» (Горно-Алтайск,
1948), «Краткие очерки истории, этнографии хакасов (XVII – XIX вв.) (Абакан,
1952), «Происхождение и формирование хакасской народности»
(Абакан, 1957), «Этнический состав и происхождение алтайцев»
(Л.,1969), «Очерки народного быта тувинцев» (М.,1969). «После войны
я опять начал интенсивно ездить на Алтай и в Туву, особенно в Туву. Поездки в
Туву заняли у меня 11 лет жизни. Я выпустил три тома материалов тувинской
экспедиции, а четвертый так и не успел издать. И, конечно же, продолжал
ездить на Алтай. В эти годы я очень расширил свой кругозор изучением
зарубежных материалов по шаманизму». («Это была наука, да еще и какая» (со
старейшим российским этнографом Л.П.Потаповым беседует В.А. Тишков) //
Этнографическое обозрение – 1993 - № 1) С 1949 года
Л.П.Потапов руководит большой комплексной Саяно-Алтайской экспедицией, работа
которой охватила горный Алтай, Шорию, Хакасию и Туву. С 1957 года
эта экспедиция была преобразована в Тувинскую комплексную
археолого-этнографическую экспедицию (см. фото),
перед которой была поставлена задача, выявить и изучить
археолого-этнографические материалы по проблемам этногенеза и истории
тувинцев. Экспедиция вела работу с 1957 года по 1966 год включительно.
Большой размах приобрели в ней археологические исследования, осуществленные
начальниками археологических отрядов А.Д.Грачом, С.И.Вайнштейном и В.П.Дьяконовой.
В результате работ экспедиции были опубликованы три тома «Трудов Тувинской комплексной
археолого-этнографической экспедиции», изданных под руководством и под
редакцией Л.П. Потапова, ряд монографий Л.П.Потапова, А.Д.Грача,
С.И.Вайнштейна, В.П.Дьяконовой.
Сотрудники экспедиции приняли непосредственное участие в создании
коллективной монографии «История Тувы» (т.1). «Труды» экспедиции получили
высокую оценку в нашей стране и за рубежом. В 1956 году
коллектив сибиреведов Института этнографии АН СССР опубликовал капитальный
обобщающий труд «Народы Сибири» (из серии «Народы Мира»). В этой объемистой
монографии главы «Алтайцы», «Хакасы», «Тувинцы» и «Шорцы» написаны Л.П.
Потаповым. Им же с участием других авторов написана глава «Историко-этнографический
очерк русского населения Сибири в дореволюционный период». Эта книга была
переведена на английский язык в издании Чикагского университета (США). Леонид
Павлович являлся одним из редакторов и авторов коллективного труда
«Историко-этнографического атласа Сибири» (изд. АН СССР. – М.-Л., 1961).
Основное внимание коллектива авторов в этом исследовании обращено на
материальную культуру сибирских народов. Под редакцией Потапова вышли такие
фундаментальные труды, как «Материалы по изобразительному искусству народов
Сибири XIX – начала XX вв.» С.В.Иванова
(М.-Л., 1954), его же «Орнамент народов Сибири как исторический источник»
(М.-Л., 1963) и другие. Л.П.Потапов
являлся одним из ведущих специалистов музейного дела в СССР и России. Будучи
заведующим отдела Сибири и заместителем директора по научной части ГМЭ
народов СССР, он осуществил разработку больших содержательных экспозиций. За
успешную работу в музееведении в 1941 году его имя занесено в республиканскую
книгу Почета Наркомпроса РСФСР. Вместе с
другими учеными нашей страны он неоднократно представлял советскую
этнографическую науку на международных конгрессах и встречах. Принимал
активное участие в работе XXIII и XXV международных конгрессов востоковедов,
проходивших в Лондоне ( Л.П.Потаповым
была создана научная школа по изучению народов Сибири, главным образом,
конечно, Саяно-Алтаяйского региона. Им было подготовлено 34 кандидата и 14
докторов наук. В 1993 году
Л.П.Потапов становиться лауреатом премии Американского фонда по изучению
шаманизма. Последней
книгой выдающегося тюрколога Л.П. Потапова стала работа «Охотничий промысел
алтайцев (Отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем
промысле алтайцев) (СПб, 2001), которую ученому уже было не суждено увидеть… 9 октября |
* * *
|
|
Вилков Олег
Никандрович (22.08.1922 – 23.12.2005) |
Обучаясь на
историческом факультете, Олег Никандрович занимался в семинаре С.В. Бахрушина
(1882-1950). По окончании МГУ был оставлен в аспирантуре для написания
кандидатском диссертации. После аспирантуры работал учителем истории в
Буреполомской средней школе (Горьковская обл.) (1958-1961). В Сектор истории
Института экономики и организации промышленного производства был принят на
должность младшего научного сотрудника 4 сентября Первая
статья О.В. Вилкова «Китайские товары на Тобольском рынке в XVII вв.» была опубликована в журнале «История СССР» в Олег
Никандрович оставил после себя научную школу сибирского городоведения (Д.Я.
Резун, Т.Е. Квецинская, В.Н. Курилов, А.А. Люцидарская и др.). Олег
Никандрович Вилков был награждён 13 правительственными наградами, в том числе
орденами «Отечественной войны» I и II степени, медалями «За отвагу», «За оборону
Сталинграда». Мне
приходилось видеть его в домашней обстановке. Олег Никандрович был приветливым, общительным
человеком, уважительно относился к студентам, беспокоившим своими первыми опусами,
непременно угощал чаем. |