Новосибирский государственный
педагогический институт
Главная страница
Воспоминания
преподавателей
и студентов 1970-1980-х гг. об историческом факультете
Новосибирского государственного педагогического института
Тридцать
пять
сентябрей
Ц. Л.
Рукина
|
Цецилия
Леонтьевна Рукина (1919–2007), канд. пед. наук,
доцент кафедры отечественной истории, отличник народного просвещения
СССР. |
«С
1958 по
В
Кафедра
педагогики в то время представляла
собою небольшой научно-исследовательский
“институт”. Нас знали в Москве и
Ленинграде, куда мы выезжали со своими сообщениями. На кафедре всегда
рассматривались
сложные проблемы педагогической науки и практики. В этом заслуга Юрия
Владимировича Шарова. Человек интеллигентный, увлекающийся,
демократичный, он
умело подбирал людей на кафедру, сочетая молодые и опытные кадры. При
кафедре была
открыты аспирантура и ученый совет по защите кандидатских диссертаций.
Каждый
из членов кафедры по своей первичной профессии прикреплялся для работы
на факультет.
Так, я, к примеру, всегда работала на историческом факультете: читала
лекции по
педагогике, истории педагогики, “Введение в
специальность” (на 1-м курсе),
руководила педпрактикой студентов, вела дипломников, руководила
аспирантами
(Буланкина, Чернов защитили диссертации в Ленинграде и Москве, а Лукаш
и Ростов
– в нашем диссертационном совете).
Заседания
кафедры проходили интересно: на
творческие отчеты членов кафедры приглашались лучшие директора школ
города и
области, ученые из других городов. Вместе с Ю. В. Шаровым выезжали на
научные
конференции в Москву, выступали с докладами в районах области. Юрий
Владимирович был человеком веселым. Часто в их маленькой двухкомнатной
квартире, центром которой был рояль, а все остальное пространство
заполнено
книгами, устраивали кафедральные “капустники”.
Звучали песни, шутки, эпиграммы,
розыгрыши, смешные истории из жизни кафедры. Ангелом-хранителем Юрия
Владимировича
была его жена Елена Владимировна. Она была в курсе дел кафедры, жила
заботами и
делами мужа. Он был первым в Новосибирске кандидатом педагогических
наук, а
затем стал первым доктором, профессором педагогики.
Кафедра была
сильной. Не случайно многих из
нас приглашало Министерство высшего образования для участия в проверке
других
вузов страны. Я, к примеру, проверяла с группой преподавателей из
других вузов
Ишимский, Новокузнецкий, Казанский, Кишиневский пединституты, читала
лекции
студентам этих вузов.__
Мы были разными по возрасту, характеру, темпераменту, опыту работы, но
нас всех
объединяло одно – верность долгу, чувство ответственности,
уверенность в том,
что педагогика и психология – самые главные науки в
педагогическом институте. У
нас был свой “гимн”, который написал С. А. Шмаков:
Педагогика-наука
– замечательная штука,
Целая галактика
– лишь ее дидактика.
А теория
воспитания – всё равно, что
мироздание.
Только
школоведение дает какие сведения!
“Будь
готов!” – “Всегда готов, как Сталь
Шмаков и Шаров!”
Аллилуйя
– кафедре! Педагогике – салют!
|
|
|
|
|
|
д.п.н. Колесников Леонид Фёдорович ректор в
1975–1981 гг. |
д.п.н. Лепин Пётр Вольдемарович секретарь парткома |
к.и.н. Ененко Михаил Петрович декан факультета (история стран
Азии и Африки) |
д.и.н. Троицкая Татьяна Николаевна (история древнего
мира) |
д.и.н. Шорников Михаил Михайлович ( история КПСС) |
д.и.н. Соболев Виктор Иванович (археология) |
|
|
|
|
|
|
д.и.н. Соловьёва Екатерина Ивановна с (история
СССР ХХ в.) |
к.и.н. Дрёмова
Людмила Ивановна зам.
декана (история СССР ХХ
в.) |
д.и.н. Рабцевич Валентина
Вениаминовна (история СССР до 19 в.) |
д.и.н. Зверев Владимир
Александрович (история Сибири) |
д.и.н. Катионов Олег Николаевич (история Сибири) |
академик РАН
Молодин Вячеслав Иванович (археологическая
практика) |
|
|
|
|
|
|
д.и.н. Островский
Игорь Викторович (историография) |
к.и.н. Матханова Наталья Иосифовна (история СССР XIX в.) |
к.и.н. Фойницкий Бениамин Наумович (история средних
веков) |
к.п.н. Пель Валентина
Степановна (методика
воспитания) |
д.и.н. Чеканцева
Зинаида Алексеевна (новая история стран Европы и Америки) |
к.и.н. Кузнецова Фаина Силантьевна
(методика
преподавания) |
|
|
|
|
|
|
к.и.н. Суховерхов
Евгений Васильевич (новейшая история) |
к.п.н. Каган (методика
воспитания) |
к.п.н. Аникеева Нелли Петровна (психология) |
к.э.н. Меламуд Галина
Николаевна (политэкономия) |
к.п.н. Винникова Галина Васильевна (педагогика) |
к.и.н. Сербай Людмила
Ивановна (научный
коммунизм) |
|
|
|
|
|
|
к.и.н.
Горьковская Зинаида Петровна (история СССР) |
к.и.н. Зверева Капитолина
Емельяновна (методист) |
к.п.н. Панина Л.Е. (английский язык) |
|
|
|
Наша кафедра
набирала силу, разрасталась, а
здоровье Юрия Владимировича становилось всё хуже. Кафедру разделили:
Юрий
Владимирович стал руководить кафедрой психологии, а педагогами стал
руководить
В. П. Парамзин.
И снова о роли
личности! Многие
преподаватели ушли работать на другие кафедры института, некоторые
уехали в
другие города. Не стало той интересной, творческой, цельной кафедры. И
вот
только когда зав. кафедрой была назначена Татьяна Леонидовна Павлова
(90-е
гг.), стали возвращаться к традициям, заложенным Юрием Владимировичем.
Здесь,
на кафедре, с 60-х гг. началась наша дружба с Эльвирой Николаевной
Горюхиной,
которая продолжается вот уже 40 лет. Она близка не только мне, но и
моей семье.
Мы в семье ее называли нашей шестой сестрой, а любовь к ней передалась
моим
детям и внукам. Нас роднит оптимизм, умение радоваться жизни, а главное
–
любовь и безграничная преданность педагогическому делу, детям, школе.
Яркая,
одаренная натура, с широким кругом интересов, Эльвира
Николаевна всегда восхищает меня своей самоотдачей... Я часами (обычно
на кухне
за чаем и кофе) с интересом слушала ее рассказы о поездках на Кубу, в
Чечню и
другие горячие точки, на Алтай, в села Сибири. Она всегда была там, где
люди в
беде и, как могла, помогала им. Прочтя ее книгу “Путешествие
учительницы на
Кавказ”, многочисленные статьи в центральных газетах, вы
поймете, что это за
человек и почему ей многие поклоняются. Мы часто вместе приезжали в
Москву (обе
очень любили столицу), работали в библиотеке им. В. И. Ленина (ныне
РГБ),
гуляли по Москве. Нам никогда не было скучно. Новые люди, встречи,
знакомства с
интересными людьми, розыгрыши и масса других поводов для веселья и
радостного
отношения к жизни. С 1958 и до
Поездки в
горячие точки, работа на пределе
человеческих возможностей, сострадание к людям, к сожалению, не прошли
для нее
даром. Она оказалась в Москве в больнице, была между жизнью и смертью,
перенесла тяжелую операцию. Слава богу, выкарабкалась, но не
“унялась”. Вот и
сейчас, когда я пишу эти воспоминания, она
“путешествует” по разрушенным
землетрясением алтайским деревням, помогает там учителям и детям,
журналистским
талантом, ее преданностью школе и людям. Она обладает удивительной
способностью
развивать у своих учеников свободу мысли и умение давать собственную
оценку,
доказательно отстаивать свое мнение. Она мастерски владеет методикой
диалогического обучения, с ней всегда интересно молодым. Об этом
говорит
30-летнее существование клуба “Диалоги”, куда
входили все желающие: от учащихся
3-х классов до студентов. Здесь проходили не просто встречи с
интересными людьми,
а разговор на равных после просмотренных фильмов Абуладзе, Герасимова,
Быкова, Чхеидзе,
Занусси и многих других. Когда вышел фильм Р. Быкова
“Чучело”, его показ
запретил секретарь Новосибирского обкома КПСС. И только благодаря Э. Н.
Горюхиной, которая подняла всю общественность города, фильм был
показан. Почти
все классы 10-й школы, студенты филологического и исторического
факультетов
НГПИ не только посмотрели, но и активно обсудили проблемы, поднятые в
этом
фильме.
Ее увлечение А.
С. Пушкиным (она выезжала с
группой студентов в деревни, читала и обсуждала со слушателями его
произведения), Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, И. А. Бродским, Б. Л.
Пастернаком передавалось ученикам. Многие стихи И. Бродского знают
наизусть не
только она, но и школьники тех классов, где она преподавала литературу.
Часто
для “разогрева” Э. Н. Горюхина проводила
поэтические 10-минутки. Читала две-три
строчки стихов И. Бродского, класс хором договаривал остальное. Вот
видите, с
каким человеком мне довелось быть вместе долгие годы. Я желаю каждому
из вас
встречи с таким человеком. Хочется процитировать несколько строк из
недавнего
письма ко мне: “Я часто думаю о том, что, возможно, именно
профессия учителя
нас с Вами соединила... Сколько времени мы с вами провели в разговорах
об
учениках, об уроках... Это тоже была школа мастерства”.
<...>
Переход на
кафедру истории Отечества
означал для меня долгожданную встречу с “первой
любовью” – историей. Заведовала
кафедрой Е. И. Соловьёва, которая прошла на моих глазах путь от
студентки
нашего института (была у меня на практике в 50-й школе в начале 50-х
гг.) до
доктора исторических наук. Здесь я встретила многих своих бывших
студентов,
которым я еще на первом курсе читала “Введение в
специальность” и педагогику, а
позже – курс методики преподавания обществоведения, вела
семинары, руководила
дипломными работами, а главное – два раза в год вела
педагогическую практику.
Это мое любимое занятие, позволяющее передать опыт, знания будущим
учителям.
Проводить педагогическую практику в 10-й школе мне помогали опытные,
интересные
учителя: В. М. Камалова, И. В. Машукова, Л. С. Кислицина, О. Д. Рукина,
В. В.
Гуркова, а позже директор школы Н. В. Ярославцева. Студентов в школе
любили и
учащиеся, и педагоги, создавая отличные условия для работы. Разве можно
забыть
уроки В. Пель, Е. Тесленко, И. Измайлова, Г. Семешко, С. Смирнова, Ю.
Аристова,
А. Протопопова, А. Бородовского, Л. и А. Лосевых, Л. Черкашиной, Л.
Дрёмовой, В.
Соболева, В. Кандахчана, Ж. Татару, А. Вострокнутова (это ему родители
очень
трудного класса написали благодарственные письмо за то, что он поверил
в их
детей и так много для них сделал)?! И сотни, сотни других студентов
навсегда
остались в памяти как продолжатели моих педагогических идей. Я горжусь
тем, что
какая-то частица меня осталась в их становлении, в их росте, в их
достижениях.
Я давала уроки, стараясь учить их на личном опыте. Многие переросли
меня, стали
докторами наук, зав. кафедрами, деканами, проректором и ректором нашего
института.
Многие из них стали уже друзьями нашего дома, очень дорогими мне людьми.
|
Е.И.
Соловьёва, Л.И. Дрёмова, Н.П. Аникеева, Н.И. Матханова Фото
|
Близким для меня
человеком был Виктор
Иванович Соболев. Яркий археолог, профессор, доктор исторических наук,
проректор по учебной работе нашего института, он не стеснялся
советоваться со
мной по вопросам жизни, работы. Нам посчастливилось еще при жизни
сказать ему
много добрых, теплых слов. Во время презентации в 10-й школе его книги,
написанной совместно с В. М. Кравцовым, каждому третьекласснику была
подарена
эта яркая, прекрасно написанная и замечательно оформленная книга.
<…>
Виктор Иванович был уже тяжело болен, сидел за столом, скромно
улыбался, благодарил
всех. Мы редко при жизни говорим друг другу добрые слова. Мы это успели
сделать
при жизни Виктора Ивановича. Он рано ушел из жизни, и очень многие люди
каждый
год 7 апреля проводят день его памяти. На его могилу едут, идут
археологи,
преподаватели института, вспоминая все хорошее, что он успел сделать за
свою короткую
жизнь. Светлая память тебе, Витя!
Стала доктором
педагогических наук одна из
моих любимых студенток Екатерина Тесленко. Мы не порываем с ней связи
до сих
пор, она работает в Московском педагогическом университете на кафедре
педагогики.
Людмила Ивановна
Дрёмова, сейчас доцент,
зав. кафедрой мировой культуры НГПУ, проходила практику в 10-й школе в
конце
60-х гг., и с той поры мы стали с нею большими друзьями. Она со своими
радостями, тревогами приходит ко мне, и я замечаю, как выросла она за
эти годы,
сколько труда вкладывает в работу своей кафедры, которая состоит в
основном из бывших
студентов. В чем-то она повторяет меня. Людмила Ивановна ежегодно возит
группу студентов
отделения “Мировая культура” в Ленинград, где в
Эрмитаже, Русском музее они знакомятся
с шедеврами мировой и русской живописи. Ее отличают доброта,
отзывчивость на чужую
беду или радость, она старается во всем помочь людям. Как ни трудно, но
она
организует стажировку студентов по языку в Китае, Японии, приглашает
преподавателей
из этих стран для работы со студентами в НГПУ.
Я уже писала о
том, что, придя на кафедру
истории, я встретилась со многими своими бывшими студентами, но они уже
были в
новом качестве: Володя Зверев стал доктором исторических наук, Лида
Котович
(очень добросовестная студентка, проходившая у меня в школе
педагогическую
практику) – кандидатом наук, доцентом, Зина Горьковская
– тоже кандидат наук,
доцент – стала прекрасным педагогом. Она часто звонит мне,
приходит в гости.
Лена Попова – человек искрящейся доброты, заботы о других.
Олег Катионов –
декан исторического факультета. Разумно требователен и энергичен. Его
отличают
прямота, понимание людей и желание им помочь. Свою трудную ношу он
несет
достойно, мужественно, сохраняя преданность педагогическому делу.
Факультет в
надежных руках.
Работая в
институте, я встретила не только
бывших студентов, которые знали меня, но и преподавателей, которыми
гордился
институт, высоко ценили студенты. Имя Игоря Викторовича Островского
воскрешает
в памяти добрую улыбку. Прекрасный человек, человек высокой культуры,
интеллигентности, необычайной скромности, глубокий знаток исторической
науки.
Его лекции (а я бывала на них) – образец вузовского
преподавания. Как-то
незаметно для всех нас он защитил докторскую диссертацию. Все члены
кафедры
преклонялись перед этой личностью, а студенты были в него влюблены. К
сожалению,
он очень рано ушел из жизни, но я помню его тонкий искрящийся юмор, его
увлеченность книгами, хоккеем, футболом, а главное – его
уважение к людям,
доброту, научную добросовестность. Это был настоящий доктор, профессор
истории.
Окончив
Новосибирский университет, на
кафедру пришел молодой, энергичный Юрий Троицкий –
талантливый экспериментатор,
начитанный, успешно сочетающий работу в вузе и школе (я часто бывала у
него на
уроках). Он создал творческие группы из учителей города и села,
разработал
тетради с печатной основой по истории, по которым успешно работали
учителя
многих школ. В постоянном поиске лучших путей обучения он проводит
многочисленные
семинары по современным подходам к истории, методике препо
давания. В
неофициальных встречах с ним раскрывались
его высокие нравственные качества, чувство юмора, заразительный смех.
<…>
Юрий Львович и профессор В. И. Тюпа переехали в Москву и работают в
Гуманитарном институте. А когда он приезжает в Новосибирск, мы
встречаемся. И
эти встречи для него и для нас - праздник новых идей, праздник
взаимного
обогащения, интересного общения. <…>__Мне
очень хочется рассказать еще об
одном человеке и выразить свое восхищение им. Это Пётр Вольдемарович
Лепин. Его
я знаю 30 лет и была свидетелем его восхождения от студента
географического
факультета, секретаря комитета комсомола института, секретаря парткома,
проректора
по учебной работе института до ректора института, теперь университета,
доктора,
профессора. Менялся его служебный статус, но не менялся он, оставаясь
скромным,
исполнительно-тактичным, воспитанным человеком. Он обладает великим
даром
относиться ровно, доброжелательно ко всем, особенно к людям старшего
поколения,
судить о людях по их делам, а не словам. Его отличают лаконичность,
четкость в
постановке задач перед коллективом. <…> О
глубоком уважении к нему
говорит и такой факт: когда отмечался его юбилей, актовый зал был
переполнен –
цветы, поздравления, объяснения в любви к нему, присутствие руководства
области,
города, учительства, студентов. И он со всеми одинаков, не
“прогибался” перед
руководством, не соблюдал “Табели о рангах”.
Высокий, красивый, подтянутый,
праздничный, энергичный, он и здесь оставался самим собой. И хочу
воздать ему
должное при жизни. И не возвожу свои оценки в абсолют. Пусть судьба его
будет
примером для молодых людей, у которых впереди целая жизнь, сложная,
трудная, но
самая замечательная – учить и воспитывать людей».
Источник: Рукина Ц.
Л. Мои «пятьдесят сентябрей»: (воспоминания о
народном образовании 40–90-х гг. ХХ
в.). Новосибирск: НГПУ, 2004. С. 37–49.
* *
*
Т.И. Кайманакова, заместитель начальника
управления
образования администрации Барабинского района:
«С 1
сентября началась обычная студенческая
жизнь. Сначала лекции в большой аудитории, затем и практические
занятия, к которым
мы очень долго и не всегда успешно адаптировались. Куратором нашей
группы был
назначен Виктор Иванович Соболев – молодой преподаватель,
ведущий у нас практические
занятия по истории Древнего мира. Он старательно пытался нас ввести в
режим
учебных занятий, мягко, но уверенно пресекая попытки студентов-парней,
от
которых практически не отличался возрастом, т. к. большинство из них
поступили
в институт после службы в армии, организовать дискуссию по вопросу
промискуитета, больше всего заинтересовавшего их при изучении
знаменитой работы
Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и
государства”. Лекции по
истории Древнего мира читала Татьяна Николаевна Троицкая –
легендарная
личность, археолог до мозга костей. Историю она рассказывала (именно
рассказывала,
а не читала) нам так, словно сама лично пережила все реформы и
сражения.
Увлекшись рассказом, она могла присесть на стол, сдвинув парик,
почесать
затылок, а мы слушали, как завороженные, про авантюры Октавиана Августа
и
трагедию Цезаря. Такая же преданность предмету и любимому делу была у
Бениамина
Наумовича Фойницкого, который преподавал на втором курсе историю
Средних веков.
Он имел плохое зрение, носил очки с толстенными линзами, поэтому
никогда не
пользовался конспектами, а на протяжении пары, а то и двух громко и
четко
излагал материал, помогая себе короткими взмахами руки, словно
подчеркивая
значимость выверенных фраз. Он и нас, студентов, приучил на
практических
занятиях отвечать без единой бумажки, и благодаря его занятиям мы явно
продвинулись
в развитии речи.
Запомнилась
преподаватель истории СССР на
первом курсе Валентина Вениаминовна Рабцевич. Первый раз, появившись в
аудитории, она четко и громко, как на логопедическом занятии,
произнесла свою
фамилию, имя и отчество, затем, видимо, не доверяя нашему слуху, также
четко
написала все сказанное на доске и повернулась, удовлетворенная,
сверкнув очками
и зубами.
Я сразу себя
почувствовала неуютно, и не
зря. С самого первого занятия преподаватель стала ко мне испытывать
странную
неприязнь, и это было заметно всем. Для меня такое отношение было новым
явлением, т. к. за всю мою прошедшую учебную жизнь ничего подобного не
было.
Верхом оскорбления для меня, всегда отличавшейся математическим складом
ума,
стала ее фраза: “У Вас мышление на уровне
пятиклассницы”. Но, несмотря ни на
что, я старалась изо всех сил: почти наизусть выучила
“Русскую Правду”,
полюбила и “смерда”, и
“холопа”, и “мужа”, разобралась
во всех тонкостях
применения древнерусского закона, научилась выуживать массу информации
из одной
фразы документа. Простила и даже полюбила Валентину Вениаминовну за ее
любовь к
древней российской истории, но всё было напрасно. Неудавшийся роман
закончился
тройкой в зачетной книжке –это была первая и единственная
тройка за 5 лет
учебы.
Доброй,
заботливой и внимательной
запомнилась Людмила Ивановна Дрёмова, преподаватель Новейшего периода
истории
СССР. Она нас призывала глубоко изучать современную историю страны,
справедливо
замечая, что история древности изучена более глубоко, а вот интереса к
современной
истории ученые проявляют недостаточно. Насколько она была права,
показали
события 90-х гг., начало которым было положено в те самые 70-е, которые
так не
хотели исследовать ученые. Писать курсовые работы с Людмилой Ивановной
было
одно удовольствие: она не оставляла студента без работы даже в
каникулы. Помню,
летом она выслала мне домой по почте черновик проверенного
“курсовика” с
подробным указанием дальнейших действий.
Михаил Петрович
Ененко – наш бессменный
декан на протяжении всех лет обучения и преподаватель по истории стран
Азии и
Африки. Никто не видел его медленно шагающим по коридору, он всегда
стремительно бежал, носил почему-то немного коротковатые брюки, что при
всей
его седине, строгости и серьезности придавало его облику задорный
мальчишескийособенно
о японских женщинах и их замечательном наряде – кимоно,
которое японку любого
возраста делает стройной и привлекательной. С замиранием сердца мы
смотрели на
преподавателя Евгения Васильевича Суховерхова. В нашем представлении он
был
образцом профессора дореволюционной России. Стройный, подтянутый, в
неизменном
строгом черном костюме и белоснежной рубашке, настоящий интеллигент.
Никто ни
разу не видел его в грязных ботинках. Как он умудрялся добираться до
института
в автобусной давке, не испортив внешний вид, оставалось загадкой.
Человек
разносторонне образованный, он мог поддержать любую тему, обнаружив при
этом
недюжинные знания предмета. Мы учились на 5 курсе, многие студенты
обзаводились
семьями, и вот случилось волнующее событие – в студенческой
семье родился
ребенок. Озабоченные выбором
имени ребенка,
мы отвлеклись от темы
семинара, который вел Е. В. Суховерхов, и обратились к нему за советом.
Это
сейчас эпоха массовых гороскопов, справочников со значением имен и т.
д., а в
то время такой литературы просто не было (развитой социализм!). К
нашему
удивлению, преподаватель прочитал нам такую интересную мини-лекцию об
именах,
предложил столько сочетаний различных вариантов имен, отчеств и
фамилий, что мы
были поражены. Учитель он был замечательный. Версальская система
послевоенного
устройства мира до сих пор вызывает у меня огромный интерес.
С особым
трепетом студенты относились к
Екатерине Ивановне Соловьёвой, доктору наук, проректору по научной
работе,
эталону женщины-преподавателя – всегда с прической, в
элегантном платье, на
высоких каблуках. Когда мы учились на старших курсах, на повышение в
партийные
органы ушел ректор института. Миф это или правда, но когда Екатерину
Ивановну
хотели назначить исполняющей обязанности ректора, она отказалась,
сказав: “Если
я достойна, назначайте меня ректором, а если нет, то исполнять
обязанности я не
буду”. Как бы там ни было, Екатерина Ивановна много лет была
ректором
института, а мы, будучи старшекурсниками, увидели пример владения
чувством
собственного достоинства».
*
*
*
И.В. Хромова, канд. психол. наук, доцент
кафедры
воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО:
«Нелли
Петровна Аникеева… Многие поколения
студентов НГПИ, а позже и педагогического университета прошли через ее
руки,
сначала на факультете иностранных языков, затем на историческом. То,
чего
недоставало в вузовских учебниках по психологии 70–80-х гг.,
а именно –
цельного человека, студентам компенсировали ее лекции. Те, кто изучал
психологию по Аникеевой, не могли считать эту науку схоластической,
академически-кабинетной, абстрактной. Она умеет ненавязчиво
“заземлить” любую
теорию. Из этого уникального умения естественным образом формируется
осознанный
принцип преподавания этой основополагающей дисциплины – через
интроспекцию,
через самопознание.
Особо подчеркну,
что на истфаке нашего
педуниверситета слово “самопознание” в расписании
появилось на три года раньше,
чем официально было одобрено Министерством образования в рекомендуемых
учебных
планах. Известно, что только психологически здоровый педагогможет
воспитать
психологически здорового ребенка. Ребенок – субъект
воспитательного процесса, и
так же активен в нем, как взрослый. Поэтому следует не формировать его,
а
развиваться вместе с ним. Эти тезисы Нелли Петровна развивала в своих
лекциях
еще в те времена, когда мы не только не читали, но и не слышали о
западной
гуманистической психологии.
Живя за железным
занавесом, не имея
официальных источников информации о том, что делается в гуманитарных
науках на
Западе, мы, тем не менее, не стояли на месте. Поиск путей к
гуманистической
парадигме осуществлялся в те годы медленно и наощупь. Но он все-таки
последовательно осуществлялся в Новосибирске не без значительного
влияния Нелли
Петровны. Были, конечно, подпольные пути, по которым до нас доходил
“психологический самиздат”,
и эти пути тоже
шли через нее. Но камерным
и негласным было только чтение некоторых книг. На любой официальной
трибуне –
от учебной аудитории до областной конференции – она говорила
то, что считала
правильным и научно доказанным. Например, говорила, что наша школа
выпускает
грамотных невротиков (за эту фразу с ней несколько лет не здоровался
«большой
чиновник» облоно); что наша система заинтересована в том,
чтобы учитель
оставался
на уровне
“предметодателя”. Она первая в
Новосибирске ввела в практическую педагогику категорию цены. Много
диссертаций
пишется о том, чего можно достичь с помощью того или иного
педагогического
средства, что можно успешно в ребенке сформировать. Но ведь никто не
ставит
вопрос: “Чем ребенок расплачивается за приобретенные
знания?”
Нелли Петровна
относится к тем редким
людям, которым не делаешь скидку на возраст. Один из ее важнейших
тезисов
заключается в том, что решающим в человеке является не возрастное, а
личностное. А личность – это цельное, вневременное
образование. Личность – это качество.
И если оно есть, это – навсегда».
Фотографии выпуска
1977-1982 гг. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Выпуск
исторического факультета НГПИ |
||||
|
![]() |
|
|
|
Аристов
Юрий 1 группа |
Аленина
Лариса 1
группа |
Морозов
Николай 4
группа |
Асанова
Людмила 4
группа |
Бекасов
Владимир 2
группа |
|
|
|
|
|
Белеста
Ольга 2
группа |
Михайлов
Георгий 4
группа |
Мансурова
Людмила 3
группа |
Мельников
Николай 4
группа |
Ермолич
Татьяна 4
группа |
|
|
|
|
|
Подмарькова
Алла 3 группа |
Тиховодова
Наталья 1 группа |
Холодова
Надежда 4
группа |
Шишонкова
Лариса 1
группа |
Шишкин Владимир 2 группа |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Донец Татьяна 4 группа | Николаева Наталья 2 группа | Григорьева Татьяна 2 гр. | Родькин Владимир 1 группа | Черник Наталья 1 группа |